Жить органично!

Пресс-центр / Новости, Дарья Денисова,

Беседовать с людьми и не спеша пить кофе! В рамках выставки продуктов питания «Продэкспо – 2021» прошла панельная дискуссия, на которой обсудили итоги и перспективы развития органической продукции в России. Участие в мероприятии приняли заместитель Министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов, представители Совета Федерации, Роскачества, а также первопроходцы органического производства.

Панельная дискуссия в рамках «Продэкспо – 2021»

Участники дискуссии положительно оценили первые результаты реализации Федерального закона «Об органической продукции», который вступил в силу в январе 2020 г. Теперь в России появились сертифицирующие органы и личный знак качества. В обязательном порядке его должны размещать на упаковке органических продуктов, вытесняя «гринвошинг» с торговых полок. Сегодня в государственный реестр производителей органики включены 63 компании.

– Мы рады, что отрасль начинает расширяться, – говорит заместитель руководителя Российской системы качества Елена Саратцева. – Появились новые сертифицированные чайные напитки, органические вина. Набирает популярность выращивание ягод и грибов. На днях был подписан приказ о принятии стандарта на дикоросы. В планах разработка стандарта для аквакультур. Расширяется и карта регионов. Органику стали развивать в Вологодской области и в республике Крым.

Важный этап – это качественная подготовка профильных специалистов. Для этого на площадках российских аграрных вузов уже созданы образовательные центры по органике. В фокусе внимания остаются стандартизация, сертификация, продвижение готового продукта и просвещение потребителей. По словам заместитель Министра сельского хозяйства Максима Увайдова, важной задачей является повышение доверия к органической продукции.

– Отечественная органика должна стать прозрачным и прибыльным бизнесом для аграриев, – подчеркнул Максим Увайдов, а для потребителей в России и за рубежом – образцом высокого качества. Необходимо выстраивать плотное взаимодействие с торговыми сетями и выделять под органику отдельные полки, а в перспективе – создавать специализированные магазины.

Панельная дискуссия в рамках «Продэкспо – 2021»

Главу ГК «ЭкоНива» Штефана Дюрра на встрече представили как «отца органики в России». Он вспомнил о длинном пути развития, на котором до сих пор встречаются препятствия.

– Мы начали развивать органическое сельское хозяйство еще в 90-х годах, – вспоминает Штефан Дюрр, – занимались производством, сертификацией и экспортом экологической гречихи в страны Западной Европы. Затем временно ушли от органического земледелия. И только с 2012 г. в хозяйстве «Савинская Нива» мы возродили органическое производство. Первая органическая продукция появилась в 2015 г. В 2019 году мы открыли еще четыре органических хозяйства, но в этом году их пришлось заменить на традиционные. Это была очень больная тема для меня.

Сегодня «ЭкоНива» входит в тройку крупнейших производителей молока в мире, производит 3200 т в сутки. Из них органическое молоко занимает всего 2 т.

– Хотелось бы больше, – делится наболевшим Штефан Дюрр, – но над этим вопросом необходимо еще работать!

Несмотря на небольшие объемы органического производства, «ЭкоНива» все же находит своих потребителей в сегменте HoReCa. Молоко «ЭкоНива» ORGANIC пользуется спросом в ресторанах и кофейнях.

Панельная дискуссия в рамках «Продэкспо – 2021»

– В кофейне у бариста есть возможность разговаривать с людьми и объяснить, чем обычное молоко отличается от органического, – считает Штефан Дюрр, – а в торговых сетях все люди спешат. Они путаются в маркировках «био», «эко», «вегетарианский» или «фермерский». Я ничего не имею против этих продуктов, но они не имеют ничего общего с органикой! Я считаю, что органику необходимо выводить на отдельные полки и создавать масштабную рекламную программу для потребителей – здесь производителям не обойтись без государственной поддержки!

В рамках встречи обсудили и экспортный потенциал органической продукции. Многие российские производителей органики уже сертифицированы органами Евросоюза для работы на экспорт. Высокий спрос имеет пшеница, кормовые и масличные культуры. Молочные продукты также вызывают интерес.

– Большое внимание к органическому молоку мы видим в Юго-Восточной и Средней Азии, а также в Китае и в ОАЭ, – рассказывает Штефан Дюрр. – Интерес к российской органике есть. Необходимо его развивать и добиваться взаимного признания сертификации между странами ЕС и Россией.